Михаило-Архангельский храм г. Бирск

  • Подписчики: 743 подписчиков
  • ID: 185203214
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
birsk_hram

Описание

Храм Архангела Михаила без преувеличения можно назвать «Сердцем Бирска», поскольку построен он на месте, с которого начинался город. Строился храм в 1842-1845 годы на Галкиной горе, на том самом месте, где в 1555 году было основано село Архангельское-Бирь (просуществовало до 1662 года). Существенную помощь в строительстве оказали местные купцы: Никита Серафимов и Даниил Балаев. Храм был освящен в 1847 году. Изначально планировалось, что вновь воздвигнутый храм будет собором. Но произошли некоторые изменения: собором стал Свято-Троицкий храм, построенный незадолго до этого, а Михайло-Архангельский стал приходской церковью. Некоторые священные предметы передали в Троицкий собор, но часть осталась, в том числе и икона Спаса Нерукотворного (подаренная также Языковым). Михаило-Архангельский храм оставался единственным в северной части Башкирии, который не закрыли советские власти (с небольшим перерывом в 1937-1945 годах), пережившим все страшные события XX века, и являлся центром духовной жизни региона в период СССР. В 1937 году большевики устроили в храме зернохранилище, а колокольню снесли, чтобы грузовикам было проще сваливать зерно. Но уже в 1945 году стараниями местного священника Гавриила Желвицкого храм вновь был открыт для прихожан. Незадолго до открытия храм находился в плачевном состоянии: протекающая крыша, выбитые стекла, прогнивший пол, грязь вокруг. Отец Гавриил собирал пожертвования на ремонт и лично принимал участие в восстановительных работах: стелил полы, белил стены, красил купол. Практически полвека Михайло-Архангельский храм оставался средоточием православной жизни города. В годы атеистической пропаганды и гонений на Церковь именно в этот храм прихожане закрытых и разрушенных церквей бывшего Бирского уезда несли сотни бесценных икон, спасённых ценой своего благополучия, а иногда и жизни. В храме нашла приют икона «Плач Божией Матери» из взорванной церкви села Гребени. Михаило-Архангельский храм оставался единственным в северной части Башкирии, который не закрыли советские власти (с небольшим перерывом в 1937-1945 годах), пережившим все страшные события XX века, и являлся центром духовной жизни региона в период СССР. В 1937 году большевики устроили в храме зернохранилище, а колокольню снесли, чтобы грузовикам было проще сваливать зерно. Но уже в 1945 году стараниями местного священника Гавриила Желвицкого храм вновь был открыт для прихожан. Вот уж настоящий подвиг стояния за веру человека, сумевшего отстоять храм для народа и не побоявшегося сталинских репрессий! Незадолго до открытия храм находился в плачевном состоянии: протекающая крыша, выбитые стекла, прогнивший пол, грязь вокруг. Отец Гавриил собирал пожертвования на ремонт и лично принимал участие в восстановительных работах: стелил полы, белил стены, красил купол. Практически полвека Михайло-Архангельский храм оставался средоточием православной жизни города. В годы атеистической пропаганды и гонений на Церковь именно в этот храм прихожане закрытых и разрушенных церквей бывшего Бирского уезда несли сотни бесценных икон, спасённых ценой своего благополучия, а иногда и жизни. В храме нашла приют икона «Плач Божией Матери» из взорванной церкви села Гребени. В начале 1950-х годов служил дед патриарха Кирилла — священник Василий Степанович Гундяев. В конце 1980-х годов священником Николаем Дудиновым к храму был пристроен притвор-тамбур. После открытия в 1992 году храма Казанских святителей, богослужения в Михайло-Архангельском храме стали проводиться только в летний период. В 2002 года в храме начался капитальный ремонт. В 2003 году тамбур был снесен, и начато строительство колокольни на месте разрушенной большевиками в 1937 году. При проведении строительных работ были найдены человеческие останки, зарытые около храма, по всей вероятности, это были священнослужители, расстрелянные большевиками в годы Гражданской войны и атеистической кампа