Готическая архитектура

  • Подписчики: 2 393 подписчиков
  • ID: 12297790
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club12297790

Описание

Новый стиль был впервые воплощен во Франции при строительстве главной церкви аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Здание построили в 1140-44 гг. по заказу аббата, но неизвестно, принадлежала ли идея ему или безымянному мастеру каменщиков. Так или иначе, аббат остался доволен результатом - в особенности чудесным потоком света, свободно льющимся из окон. Новый стиль прижился, и в течение 20 лет сооружение готических соборов началось в Сансе, Нуайоне и Лане неподалеку от Парижа, а также в самом Париже, где в 1163 году был заложен знаменитый Нотр-Дам. Шпили устремлялись все выше в небо, и в XIII в. готический стиль вошел в свою зрелую фазу, по праву названную высокой готикой и наиболее ярко воплотившуюся в великолепных соборах Шартра, Реймса и Амьена. С технической точки зрения, готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений. Это стало возможно благодаря таким относительно новым приемам, как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы (контрфорсы) со связующими косыми арками (аркбутанами). Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой, поскольку ее высота, в отличие от круговых арок, перекрывавших заданное пространство, могла регулироваться в зависимости от угла подъема. Решающим для развития готики было открытие, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если именно в этих местах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства. Функция сводов (каменных потолков и крыш) изменилась, поскольку нагрузку принимали теперь на себя их ребра (нервюры), диагонально перекрещивающиеся в вышине. Это позволяло заполнять пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой. Нисходящая нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры, расположенные с равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей. Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном расстоянии и соединялись с ней лишь узкими изогнутыми арками, чего, однако, было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. И, что было очень важно, это позволяло главному нефу - центральной части церкви -возвышаться над боковыми приделами храма, причем верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся. Общим результатом применения этих приемов стало то, что массивные церковные строения приобрели вид легких скелетообразных каркасов. Вряд ли подобное описание передает художественное мастерство и чувство прекрасного, продемонстрированное строителями при решении технических задач. Ряды контрфорсных арок, например, завершались остроконечными башенками, что усиливало устремленность в небо и стало одной из наиболее запоминающихся черт, присущих готическим зданиям. Пространство между "костями" каркаса могло быть застеклено или заполнено скульптурами. Каменная часть верхней плоскости окон следовала общей тенденции готики, становясь все более облегченной и паутиноподобной. Ажурная каменная работа - еще одна характерная черта готического стиля - со временем приобрела вид замысловатых орнаментов; нервюры на сводах также соединялись во все более прихотливом плетении. I Готический период дал толчок и расцвету скульптуры: высвободившееся пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства, и отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили господствовавшие прежде рельефные композиции, фигуры которых как бы проступали из стены.