Описание
Анна Франк
Она останется в вечности 15-летней, хотя 12 июня ей бы исполнилось 80 лет. Почему мы сегодня об этом думаем? Наверное, потому, что отмечаем не ее возраст, а ее трагическую судьбу, судьбу «солнечной девочки», которой была отпущена столь короткая жизнь. Анна Франк – символ европейской трагедии, символ жертвы дьявольщины нацизма и потрясающего человеческого мужества. И у кого? У 13 –летней еврейской девочки, которая оказалась брошенной на плаху расовых предрассудков, ненависти, злобы и человеческого предательства. Ее выдали на смерть не соседи, которые донесли немцам о тайном убежище еврейской семьи в оккупированной немцами Голландии. Такое было, есть и будет. Семь гульденов получили они за каждую душу будущих мучеников. Ее выдала на смерть Европа, самый просвещенный и цивилизованный континент на нашей грешной земле. И почти равнодушно смотрела, как горели в печах концлагерей невинные...
Посмотрите на фотографию Анны, которая сегодня считается почти святой. Это был действительно «солнечный ребенок». 13 лет - в ней пробуждаются первые эмоции, ее улыбка - это уже улыбка радующегося и открытого для жизни подростка. Все впереди, солнце сияет, по небу плывут облака, возникают первые чувства, которые обещают в будущем большую любовь, радость и счастье. Так выглядят дети, которых любят, и которые сами любят этот мир.
И вдруг это мир рухнул. Все так же светило солнце, но оно уже светило не для тянущейся к нему девочки- подростка. В 1940 году в Голландию вошли немцы. Жизнь стала страхом, когда в 1942 году евреев стали вывозить в лагеря смерти на Восток.
И семья девочки прячется в каморке какого-то производственного цеха в Амстердаме. Вход в нее замаскирован под книжный шкаф у стены. В июне в свой 13-летний день рождения Анна получила от отца подарок – тетрадь для ведения дневника. А уже в июле вся семья спряталась.
Анна Франк могла бы стать талантливой писательницей или журналистской. Она видела все обостренным детским зрением, а ее мышление подростка поражает глубиной трагического мироощущения. Одна из первых записей в ее дневнике – это практически вопрос ко всем нам, а если брать выше, то к самому Богу. « Кто обрушил на нас это? Кто отделил нас евреев от всех остальных людей, чтобы мы так страдали?» И далее, она пытается найти ответ на вопрос, как же относиться к людям, есть ли в них что-то, что должно быть в человеке. И Анна находит ответ: »Человек оценивается не по богатству или власти, а по его характеру и доброте… Если бы только люди стали развивать в себе доброту».
Вряд ли она читала Достоевского или Толстого. Но почему маленькая девочка, для которой каждый день мог быть последним, ведет дневник, в котором не просто описывает весь ужас своего страшного существования, но пытается найти ответы на вопросы, которые веками волнуют всю мировую литературу и философию. Что есть человек и каково его предназначение?
Она ищет ответ не в каких- то абстрактных теоретических глубинах. Она ищет ответ для себя, примеряя свои мысли к своей судьбе и собственной личности. Ей хочется быть достойной того, что она считает идеалом человека, но разве можно самого себя считать идеалом? Отсюда и мысль: »Как мне стать такой, какой бы я могла быть, если бы в мире …. не было других людей»,- последние слова в ее дневнике, когда 4 августа 1944 года всю семью по доносу вытащили из тайного убежища.
Почему особенно девочки в таком возрасте в трагических обстоятельствах ведут дневники, которые впоследствии становятся бесценными документами- свидетельствами эпохи? Наверное потому, что именно девочкам- подросткам свойственно обостренное чувство несправедливости и страдания и они хотели бы поделиться своими мыслями. Когда не с кем, тогда и возникает дневник, в который записываются самые интимные переживания и только бумаге можно их доверить.
Истории известен и другой дневник девочки, русской Тани Савичевой, который она вела в блокадном Ленинграде