Описание
Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».
Слово «балетмейстер» в буквальном переводе означает «мастер балета». Балетмейстерами именуют постановщиков балетных спектаклей, концертных номеров, танцевальных сцен и отдельных танцев в опере, драматическом спектакле, оперетте, мюзикле, кинофильме и т. д. Сфера деятельности балетмейстера в наши дни не ограничивается работой в театре оперы и балета. При постановке целого балетного спектакля балетмейстер является и его режиссером.
В балете при постановке оригинального спектакля танцевальный, хореографический текст сочиняется балетмейстером. Поэтому его называют также хореографом. Хореографическим текстом или хореографией именуют совокупность в определенной последовательности всех движений и поз, образующих тот или иной танец, танцевальный эпизод или балетный спектакль в целом.
Балет — искусство условное, действительность отражается в нем в системе хореографических образов. Приступая к постановке балетного спектакля, хореограф идет прежде всего от музыки, которая предопределяет будущие образы, диктует эмоциональный настрой сценического действия.
Чисто сюжетные коллизии балета содержатся в сценарии. В нем излагаются главные события, идеи, конфликты и характеры действующих лиц. Сценарий служит основой для создания балетной музыки и постановки спектакля. Балетмейстер на основе музыки и литературной первоосновы должен сочинить текст хореографический.Какими же еще качествами должен обладать балетмейстер, какими знаниями должен он владеть? Конечно, как и в любой творческой профессии, ему необходим талант. Условие главное, но далеко не единственное. Балетмейстеру нужна высокая общая культура.
Балетмейстер должен глубоко знать литературу. Хореографы-постановщики зачастую являются и авторами сценариев своих спектаклей, а литературные произведения издавна служат источником балетных сюжетов.
Непременное условие для балетмейстерского творчества — профессиональные музыкальные знания. На музыке основана вся работа балетмейстера, ему необходимо умение легко читать партитуру, понимать ее интонационный строй, чтобы прийти к верному творческому решению.
Балетмейстер обязан знать живопись и скульптуру. Хореография — искусство пластическое, и картина или скульптура могут подсказать то или иное танцевальное движение, помочь уловить стиль определенной исторической эпохи. Для этого же обязательно
знание истории, быта и нравов основных ее периодов.
Хореограф должен быть сведущ в других областях театрального искусства — драме, опере, оперетте и т. д. В современном драматическом театре музыка, пение, танец занимают важное место. И, ставя танцы в драматическом спектакле, балетмейстер исходит из художественной ткани всей постановки, чувствует творческую манеру драматического режиссера. То же самое относится к работе хореографа в кино, на эстраде.