Описание
В 1977 году, музей «Новый Иерусалим» начал формировать коллекцию искусства ХХ века. В настоящее время собрание может составить экспозицию небольшого, но уникального музея. Собирательство начиналось в редкой для советских лет ситуации, позволявшей обходить идеологический пресс. Относительная свобода давала возможность выбора, право на субъективность и на открытия, которые происходили не на официальных выставочных площадках, а непосредственно в мастерских художников.
В результате сложилась коллекция произведений далеких как от мейнстрима советского периода, так и от так называемого «актуального искусства», заявленного многими арт-критиками в качестве основного направления наших дней. При всей кажущейся маргинальности мастеров, игнорирующих «актуальную содержательность», именно их искусству, опирающемуся на широкие культурные традиции, удалось и удается сохранить «связь времен», несмотря на все социальные сдвиги и катаклизмы.
Собрание I-й половины XX века, прежде всего, восполняет «белые» пятна и представляет незаслуженно забытые имена живописцев, начинавших свой творческий путь в атмосфере подъёма первых послереволюционных лет, но сошедших с арены общественной жизни под натиском тоталитарного режима. В рамках традиционных жанров, далеких от соц. заказов, мастера «тихого искусства», сосредотачивались на живописно-пластических поисках, одновременно, решая, быть может, самые насущные на тот момент проблемы нравственного порядка. В мире, где не только личность, но и человеческая жизнь была обесценена, художники, ценой невероятных лишений, утверждали право на внутренний мир человека, на обращение к вечным духовным ценностям.
Одними из первых, вслед за И. В. Савицким (Нукусский музей) и В. А. Пушкаревым (Русский музей), собиратели коллекции из «Нового Иерусалима» открывали для себя и посетителей искусство Л. Жегина, В. Пестель, А. Софроновой, М. Соколова, Н. Лакова, Е. Левиной-Розегнгольц, Е. Окса, А. Поманского и др., стараясь, по возможности монографически отразить их творчество.
Монографический принцип положен и в основу коллекции 2-й половины 20 века. Впрочем, хронология всегда воспринималась и воспринимается собирателями как нечто достаточно условное и важное лишь в той мере, в какой художник способен преодолеть конъюнктуру «своего» времени. Причем в контексте музейной коллекции это преодоление воспринимается как сугубо эстетическое противостояние официозу.
Монографический подход дает возможность представить личность художника в развитии. Собственно, личность художника, его взаимодействие с общим культурным и пластическим пространством, наряду с самим художественным «продуктом», является объектом интереса собирателей. Говоря современным языком, творчество каждого художника рассматривается как отдельный проект, имеющий, на взгляд собирателей, тем большую значимость, чем в большей степени художнику удается осознать свой собственный путь и сохранить верность ему. К такой категории мастеров по праву можно отнести В. Башлыкова, В. Вейсберга, В. и А. Волковых, А. Гросицкого, Е. Кравченко, О. Кудряшова, И. Купряшина, В. Павлова, А. Слепышева, Д. Терехова, Б. Чернышева, М. Эльконину, И. Юдину, которых, несмотря на разницу, объединяет очень серьезное, почти миссионерское отношение к своему ремеслу.
Позиционируя коллекцию, как собрание, связанное с традиционалистским искусством, для которого критерии качества и мастерства не являются пустым звуком, собиратели музейной коллекции видят возможные перспективы развития собрания. За последние годы, в основном за счет даров, оно пополнилось произведениями многих авторов, которые, не боясь прослыть несовременными, сосредотачиваются на решении сложных живописно-пластических задач, работая внутри традиционного пространства холста, в традиционных техниках. Из этих «несовременных» веяний рождаются неповторимые миры: мир О. Ланга, М. Маркеловой, М. Митлянского, Н. Наседкина, Т. Петровой, П. Попова и др.