Описание
ГРАФФИ́ТИ (итал. graffiti от graffiare — "царапать" из греч. grapho — "пишу, черчу") — процарапанное, гравированное изображение, надпись, знак. В археологии известны гео́глифы — процарапанные примитивные изображения на камне (см. каменного века искусство; петроглифы; происхождение искусства). Граффити исследователи встречают на античных сосудах, чаще всего на остродонных древнегреческих амфорах, предназначенных для транспортировки зерна или масла. Это процарапанные на глине надписи посвятительного, дарственного содержания, магические знаки, клейма изготовителя, указатели емкости и цены товара. Граффити также называют автографы мастеров, надписи шутливого или непристойного характера, которые во множестве встречаются на древних памятниках — стенах домов, мебели, посуде. Граффити раннехристианского периода III—IV вв., имеющие сакральный смысл, чаще называют итальянским термином дипинто. Граффити — надписи в технике сграффи́то по штукатурке обычно появляются на архитектурных памятниках много позднее их создания. В центре города Лейдена, в Голландии, на стене дома у собора Св. Петра можно видеть граффити — стихи французского поэта П. Верлена. Архитектор венского модерна А. Лоос в статье "Орнамент и преступление" (1908), выступая за архитектуру функционализма без всяких украшений, остроумно, но непримиримо заклеймил примитивные граффити как форму наивного самодеятельного искусства. Лоос объяснял этим "детским искусством" происхождение архитектурного орнамента и "всяческих бесполезных украшений". По мнению архитектора, подобные эротические символы, свойственные "самой низкой ступени развития человечества", должны быть преодолены: "Стремление орнаментировать свое лицо и все, что только доступно, есть источник изобразительного искусства. Это лепет живописи... Но человек нашего времени, из внутреннего побуждения покрывающий стены эротическими символами, есть или преступник, или дегенерат... Культуру какой-либо страны можно измерять по степени, в какой испещрены в ней стены уборных"1. Вопреки предсказаниям А. Лооса, "заборное искусство" не только не исчезло, но со стен уборных перешло на стены зданий больших европейских городов (см. суперграфика). Граффити, стилизованные под грубые надписи подростков и психически неуравновешенных людей (см. психоделическое искусство), включали в свои произведения художники модернистских течений: Х. Миро, П. Клее, Ж. Дюбюффе, М. Эрнст (см. ар брют; сюрреализм). В 1960—1970 гг., сначала в США, а затем в странах Западной Европы, сформировалось постмодернистское течение "граффитизма", представители которого вдохновлялись низовым городским фольклором и эстетикой дешевых комиксов. Самодеятельные "ра́йтеры" (англ. writer — "писатель") с помощью аэрографов украшают причудливыми композициями с яркими красками и вызывающими надписями просторные поверхности брандмауэров, бетонных ограждений и рекламных щитов