Описание
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.
Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.
История возникновения Street art :
По легенде, история граффити начинается в 1942 году во время второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать 'Kilroy was here' на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 50х-60х годах. Художник берёт город приступом вместе со своими друзьями Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити в подлинном смысле давая начало течению, которое вскоре выходит из-под контроля и вдохновляет целые поколения.
70-е
Пришедшему из Филадельфии движению необходимо несоклько лет, чтобы выйти из тени на свет. Никто не знает точной причины перемещения из Филадельфии, но так или иначе в конце 60-xx гг. граффити появляется в Нью-Йорке. Таким образом кажется, что начиналось всё в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тэг» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 — первый кто помещает номер своей улицырядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределеами собственного квартала стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.
В то же самое время начинает появляться новая форма культуры. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война; некоторые из них, чтобы отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и по сей день.
80-е
Быстрый рост движения, котрое уже никто не в состоянии был контролировать, вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до арт-галерей. Поэтому начало 80-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе в Германии. С тем же озадачивающим очевидным успехои первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.
Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые путиразвития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание, и обеспечивает себе дальнейшее развитие.
2000-е
Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким обазом, возникают всё новые ответвления пред