Описание
Петр Ильич Чайковский (7.5.1840, Воткинск Вятской губернии - 6.11.1893, Петербург) - российский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 года по 1861 год чиновник Министерства юстиции. В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепьяно у Р. Кюндигера. В 1861 году начал заниматься теорией музыки у Н. Зарембы. Дальнейшее музыкальное образование получил в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории (окончил в 1865 году); ученик Антона Рубинштейна. С 1866 года по 1878 год профессор Московской консерватории, в 1874-1876 годах музыкальный критик газеты "Русские ведомости". С 1878 года по 1885 год находился преимущественно в разъездах по России и за границей и занимался творческой деятельностью. С 1885 года директор Московского отделения Русского музыкального общества. В том же году поселился в с. Майданово близ Клина, в арендованной им даче. С 1887 года регулярно выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения. В 1888-1889 годах предпринял большие концертные поездки по Европе, в 1891 году - по городам США (в последний раз выступил как дирижер в Петербурге за 9 дней до смерти с первым исполнением VI симфонии). В 1892 году обосновался в Клину, под Москвой (ныне Дом-музей им. Чайковского). В 1892 году избран членом Института Франции, в 1893 году почетным доктором Кембриджского университета (Англия). Чайковский - один из величайших композиторов всех времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое наследие, поднял на небывалую дотоле высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет (в котором он соединил принципы симфонического развития с танцевальным действием), камерную музыку. В своей музыке Чайковский с потрясающей силой утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость. Идейная содержательность, гуманизм творческих устремлений, демократичность музыки, ее эмоциональная напряженность при исключительной искренности и простоте, ярко выраженная национальная сущность и народность музыки, могучий реализм и жизнелюбие, неисчерпаемое мелодическое богатство, подлинное, глубоко содержательное новаторство, выдающееся мастерство - таковы наиболее существенные особенности творчества Чайковского. Великий лирик, непревзойденный мастер отображения душевного мира человека, он был также великим певцом родной природы. Творчество Чайковского заслужило признание, любовь и популярность во всем мире и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой музыки.
Сочинения.
Оперы: "Воевода" (1869), "Ундина" (соч. 1869, уничтожена), "Опричник" (1874), "Кузнец Вакула" (1876, перераб. в 1885 году в "Черевички", 1887), "Евгений Онегин" (1879), "Орлеанская дева" (1881), "Мазепа" (1884), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892); Балеты: "Лебединое озеро" (1877), "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892); 4 кантаты, в т. ч. "Москва" (1883); 7 симфоний, в т.ч. "Манфред" (1885); 5 сюит; поэма "Фатум" (1868); увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" (1869, нов. ред. 1870, 1880), "Гамлет" (1888); фантазии "Буря" (1873), "Франческа да Римини" (1876), "Итальянское каприччио" (1880); баллада "Воевода" (1891); 5 увертюр, в т. ч. "1812 год"; 3 марша для оркестра, в т. ч. Славянский марш (1876); Серенада для струнного оркестра (1880); 3 концерта; Концертная фантазия (1884); "Меланхолическая серенада" (1875); Вальс-скерцо (1877) для скрипки с оркестром; Вариации на тему с рококо (1876); Пеццо-каприччиозо (1887) для виолончели с оркестром; секстет "Воспоминание о Флоренции" (1892); 3 квартета; фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882); 106 пьес для фортепьяно, в т. ч. 2 сонаты; Детский альбом (1878); "Ду