Описание
Его называли: сын Франции и всего мира.10-го декабря 2008 года исполнилось сто лет со дня рождения Оливье Мессиана (1908 —1992)- одного из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям — музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.
Оливье Мессиан — композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового. «Будучи человеком религиозным, он не брал на себя ответственность за то, что он сам что-то изобретает. Он обращался к тому, что уже было сделано. Ритмика античности, огромный раздел, и ритмика восточная», — поясняет доктор искусствоведения Татьяна Цареградская.
Ритм — это одна из важных составляющих музыки Мессиана. Более того, он уверял, что он не композитор, а ритмист, который организует звуки в ритм, что значит — порядок. А порядок — это все наше мироздание, это космос. Сам Мессиан был в высшей степени человеком порядка. Он больше шестидесяти лет проработал в соборе Святой Троицы.
Французский органист Тьерри Эскеш познакомился с Оливье Мессианом, когда ему было десять лет. Мессиан послушал юного музыканта и дал ему творческое напутствие: работать как органист, работать как импровизатор и еще раз работать как композитор. Как и он сам. «Мессиан мне говорил, что его мессы — это синтез его импровизаций. То, что приходило ему в голову во время богослужений, он записывал. С другой стороны, он с легкостью переходил из органного пространства — пространства мануалов — в оркестровое», — замечает Тьерри Эскеш.
Оливье Мессиан писал и для камерных составов. Одно из самых пронзительных его сочинений — «Квартет на конец времени». Он сочинил его в 1941 году в лагере для военнопленных. Впервые его исполнили взятые в плен солдаты. Другое важное сочинение Мессиана — опера «Франциск Ассизский» — было написано уже после войны. Святой, умевший разговаривать с птицами, — тема для Мессиана в высшей степени интересная. «Его творческий мотив, который проходит через все творчество, — это пантеизм. Он выражается в занятиях Мессиана орнитологией», — рассказывает профессор Московской консерватории Владимир Чинаев.
Мессиан нотами записывал голоса птиц, пренебрегая всеми правилами орнитологов-традиционалистов. Специалист Московского зоопарка Иннокентий Сметанин говорит, что правильную картину голосов птиц дают только графическая и фонозапись. «Были попытки записывать голоса и нотной записью, но адекватно записать не удалось», — утверждает он. Не удалось никому, кроме Мессиана, который сам ходил по лесам с нотной тетрадкой в руках, а потом переносил пение птиц на бумагу.
«Пение соловья — прекрасное. Это битва между двумя звуками», — говорил Мессиан. У композитора был свой класс в Парижской консерватории. У него учились Булез, Штокхаузен, Ксенакис. Есть последователи Мессиана и в России. К таковым причисляет себя Антон Батагов. «Всю музыку, которую написал Мессиан, он написал исключительно на религиозные темы, что, согласитесь, в музыке XX века не такой частый случай», — отмечает Антон Батагов.
Потому и остается Оливье Мессиан композитором, создавшим свою музыкальную Вселенную, не похожую ни на чью другую.