Описание
Слово "граффити" происходит от итальянского "graffito", то есть 'нацарапанный'. Иным уличным художникам такая этимология явно не по нутру. Что ни говори, между "неофицальными" надписями типа "куплю-продам", обнаруженными при раскопках на стенах римского форума (вот они - итальянские корни) и современным искусством граффити "дистанция огромного размера". Дистанция не столько даже временная, сколько стилистическая. Да и "царапать" среди серьезных мастеров нынче как-тo не принято: наждачная бумага или скажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, но не художника. И все же граффити pодом именно оттуда - из выведенных неумелой рукой надписей типа: "Здесь был Киса, Фуфел, Килрой:" Или лорд Байрон. Да-да, тот самый. Так что, если вдруг доведется кому, к примеру, попасть в Шильонский замок, то знайте: вам непременно покажут, на какой именно колонне мрачного каземата оставил свой автограф мятежный гений.
Конечно, не все надписи были столь бесхитростными. Попадались среди них и проникновенные посвящения, и магические формулы. В течение многих столетий безымянные авторы изливали на стенах душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей.
Иной раз граффити становилось даже источником вдохновения. Слово 'рок' (в смысле, 'судьба'), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. До 70-х годов нынешнего столетия граффити воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Специалистов волновало 'Что и зачем пишут люди на стенах?' (название одного капитального 'граффитоведческого' труда). Вопрос 'как' ученые умы занимал мало по той простой причине, что сами граффитисты на 'как' внимания практически не обращали. 'И слова пророков написаны на стенах подземки' - поется в известной песне Саймона и Гарфанкела конца 60-х годов. Но новые пророки Нью-Йоркских улиц были еще и художниками, они говорили не одним словом, но и цветом, и линией тоже.
Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Отсюда, кстати, и обилие хип-хоповских словечек в слэнге нынешних граффитистов, а люди, желающие заполучить граффити-сувенир, давно усвоили, куда надо держать путь. В 'шопы', торгующие хип-хоповской всячиной, хотя исконное граффити, то есть произведение: а) масштабное, б) индивидуальное и в) сотворенное не ради денег, а для души, там попадается куда реже растиражированного ширпотреба. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко 'заимствовали' у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для 'начинки' обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта.
Есть, конечно, среди граффитистов и 'чистые' художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: 'писатель' или 'шрифтовик'. Исторически это писательство развилось из так называемых 'тэгов' - стилизованных 'автографов' или авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и - соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве 'тэггера' постигает азы мастерства. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков стали поезда подземки. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда 'обновленными'. Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагонеподземки, могли увидеть в разных районах многомилли